Почему воспитанникам детских домов сложно учиться
Дорогие друзья, Фонд с 2020 года оказывает помощь воспитанникам детских домов, которые хотят устранить пробелы в школьных знаниях и подготовиться для успешной сдачи выпускных экзаменов. В рамках программы мы регулярно проводим исследования с целью подтверждения необходимости оказания помощи и формирования наиболее эффективных путей для этого. В феврале 2023 г. мы вновь провели анкетирование среди детских домов, участников проекта «Домашний репетитор», расположенных на территории Дальнего Востока. Для нас было очень важно актуализировать на сегодняшний день потребности детей-сирот, проживающих в социальных учреждениях. Сбор данных проводился методом анкетного онлайн-опроса, а также через личные беседы с теми, кто тесно связан с воспитанниками — директорами, руководителями и педагогами-воспитателями детских домов, и непосредственно с самими детьми.
Было опрошено более 260 человек, включая самих воспитанников из Хабаровского края, Приморского края, Камчатского края, Еврейской автономной области, Амурской области.
В результате проведенного исследования выяснили, что более 90% воспитанников регулярно испытывают трудности с освоением школьной программы и нуждаются в повторном более глубоком изучении школьного материала. Дети поступают в детский дом из социально-неблагополучных семей, где родители не выполняли обязанности по воспитанию, развитию детей, по разным причинам не заботились о них, не интересовались их образованием. В таких семьях дети очень часто болели, пропускали школу, не посещали детский сад, не учились, оставались на второй год обучения, бродяжничали. У некоторых отсутствуют элементарные навыки чтения, счета, письма.
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, мало времени уделяли обучению, а кто-то и вовсе не посещал школу. Поэтому поступают они в детский дом с большими пробелами в знаниях. Основная масса обучающихся воспитанников не замотивирована на успешную учебу. Учиться они просто не научились.
Причин возникновения школьных трудностей у воспитанников несколько — это пережитая психологическая травма, нестабильное эмоциональное состояние (повышенная чувствительность, обидчивость, ранимость, повышенная раздражительность, вспыльчивость, пониженное настроение), состояние здоровья. Недостаток в обучении и воспитании приводит к нарушению развития, педагогической запущенности. У детей часто наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость, неспособность к длительному умственному и физическому труду, снижение памяти, неспособность длительно концентрировать внимание и др. Все это создает трудности у ребенка в восприятии школьного материала. Из-за этого ребенок хуже усваивает школьный материал, часты случаи, когда ребенок отказывается ходить в школу или прогуливает уроки.
Самостоятельно детям-сиротам трудно преодолевать проблемы, а если и пробуют, то столкнувшись с трудностями, быстро теряют интерес и опускают руки. Всегда требуется поддержка со стороны взрослых.
Сотрудники социальных учреждений или педагоги в силу своих возможностей стараются помогать детям восполнить пробелы в знаниях, заинтересовать детей учебой через проведение различных тематических мероприятий, но это лишь частично решает проблему. У самих ребят не хватает внутренних ресурсов самостоятельно подготовиться, а у учителей в школе, из-за загруженности и зачастую переполненности классов, не хватает времени объяснить ребенку прошлый (пропущенный или не понятый) материал, педагог не может охватить всех детей в школе и помочь нуждающимся ученикам. Нанимать репетиторов у детского дома так же нет возможности.
Восполнить пробелы в знаниях возможно в живом общении, начиная с основ базовых знаний. Таких ресурсов в детском доме нет. Дополнительные индивидуальные занятия в школах учителя не проводят, так как не обладают достаточным внеурочным временем.
В результате, некоторые дети не сдают ГИА, остаются на повторный год обучения. Учиться не умеют и не хотят. Большинство детей сдают ГИА с невысокими балы и уходят из школы после 9 класса. С низким баллом аттестата дети поступают на обучение не в те учебные заведения, куда бы хотели попасть и получить профессию. Интереса к учебе нет и, как правило, далее не учатся и бросают, не закончив учебное заведение. Очень трудно им дается программа в ССУЗах. Кто-то пытается перепоступить в другой ССУЗ, кто-то уходит в никуда. В результате, не все получают профессию, в дальнейшем имеют такие же социальные проблемы: отсутствие жилья, работы, ранняя беременность, алкоголизм и др. Нерешённая проблема негативно влияет на общее всестороннее развитие ребёнка, а отсутствие качественного профессионального образования — на успешность по жизни.
Дети будут успешны, если они будут иметь хорошую «базу знаний», основу, которая у них отсутствует из-за проживания в неблагополучных семьях. Детям-сиротам необходимо помогать решать проблемы обучения любыми доступными способами на каждом этапе обучения, независимо в каком возрасте поступает ребенок в детский дом.
Трудности с освоением школьной программы являются частью системной проблемы и тесно связаны с социальной адаптацией воспитанников детских домов, поскольку образование — очень важный и значимый ее этап. Партнерская работа с сотрудниками детских домов — кураторами, позволяет Фонду взаимодействовать с учениками и оказывать им помощь на протяжении всего периода их участия в проекте, что позволяет добиться высоких результатов и говорит об эффективности совместной работы. Такие благоприятные изменения оказывают положительное влияние не только на жизнь наших благополучателей, но на общество в целом.
Воспитанники, которые сегодня систематически занимаются с педагогами-репетиторами, чувствуют их помощь и поддержку, отмечают положительную динамику в успеваемости и повышение школьных отметок, успешно сдают экзамены и поступают в желаемые учебные заведения.
Вместе мы помогаем детям-сиротам преодолевать барьеры на пути к знаниям и поддерживаем воспитанников в стремлении выбрать для себя лучшее образование и освоить подходящую профессию.
(Изображение от gpointstudio на Freepik).